Самусьчане и Великая Отечественная война

 

«Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой!»

22 июня 1941 года мирная созидательная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением на нашу страну немецко-фашистских захватчиков. Началась Великая Отечественная война.

В эти нелегкие годы наряду с ремонтом и строительством флота коллектив завода выпускал оборонную продукцию. В специально оборудованном цехе изготовлялись мины. Работа велась круглосуточно, в три смены.

Коллектив цеха состоял в основном из женского персонала, среди которых Ведерникова Людмила Федоровна, Дуркина Надежда Ивановна, Васюкова Валентина Селиверстовна, Горланова Наталья Николаевна.

Достойный вклад в дело разгрома фашистских захватчиков своим ударным трудом внесли труженики и других цехов Самусьского завода.

Коллектив предприятия неоднократно занимал первые места в социалистическом соревновании среди предприятий Западно-Сибирского речного пароходства.

Ему вручались переходящие Красные Знамена обкома ВКП(б) и облисполкома, а в 1945 году коллективу завода было оставлено на вечное хранение Красное Знамя Совета Министров СССР и Министерства речного флота.

Сотни жителей поселка и работники завода прошли дорогами Великой Отечественной войны. Двести десять из них отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Заводчане помнят и чтут своих погибших земляков.

Рядом с главной площадью поселка посажен сквер , где возвышается обелиск «Памяти погибшим воинам». Здесь ежегодно 9 Мая проводятся митинги и праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы.

Ветераны войны и труда вспоминают минувшие годы, рассказывают о боевом и трудовом подвиге своей молодости во имя Великой Победы над силами фашизма.

Нелегкий боевой путь за 4 года войны пришлось пройти Арсентию Андреевичу Костареву. Он участвовал в сражениях Орловско-Курской дуги, освобождал город Белгород, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировал реки Днепр и Днестр.

Являясь наводчиком, затем командиром орудия Костарев А.А. уничтожил 9 танков, 12 единиц самоходно-артиллерийских установок и бронетехники,более 140 солдат и офицеров противника, проявляя при этом храбрость и героизм. Освобождал от фашистов Румынию, Венгрию, Чехословакию.Родина высоко оценила подвиг мужественного солдата, наградив его двумя орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды и многими боевыми медалями.

После окончания войны Арсентий Андреевич вернулся на родной завод и всю свою жизнь проработал на флоте матросом, рулевым и штурманом крупнейших пассажирских судов.

Судьбы других самусьчан, прошедших войну, во многом похожи друг на друга. Они являли собой чудеса героизма, любовь и преданность своей Родине:

  • Некрасов Федор Евграфьевич – капитан,
  • Бембель Василий Федорович –токарь,
  • Игнатов Алексей Георгиевич — начальник РСУ,
  • Лисаков Иван Иванович — капитан ,
  • Видяйкин Константин Павлович – токарь,
  • Григорьева Лидия Васильевна — вахтер,
  • Ткачев Иван Иванович — судовой механик,
  • Лушников Семен Иванович — начальник литейного цеха.

О том, как трудились люди в тылу, рассказывает Антонида Павловна Малиновская, когда одна треть работников флота по мобилизации ушла на фронт. Суда простаивали без судовых команд, на выручку пришли женщины. Они заменили должности матросов и кочегаров, работали рулевыми, а Антонида Павловна Малиновская стала первым капитаном небольшого пассажирского парохода «Тоболяк».

Ранее она работала третьим штурманом. В 1942 году ей было всего 24 года. Трудности были невероятные. Не хватало опыта, знаний, но Антонида Павловна достойно справлялась с оказанным ей доверием. Экипаж успешно выполнил навигационное задание, отработал безаварийно. Это был настоящий трудовой подвиг, ставший повседневным.

Труден путь был к Победе, но героическими усилиями фронта и тыла он был пройден.

Весна 1945 года. Как и всегда флот, завода вышел в навигацию следом за ледоходом. Первыми шли пассажирские суда: пароходы «Пролетарий» и«Карл Маркс».

Бембель В.Ф.
Пароход «ПРОЛЕТАРИЙ»
Пароход «КАРЛ МАРКС»

Они везли продукты питания и, что немаловажно для Обского Севера -крепкие напитки. В Колпашеве и Каргаске встреча первых судов всегда большим праздником. Играли оркестры, на берегу реки было много народа. Праздновали день Победы и прибытие первых судов. Навигация началась. Жизнь продолжалась.

Л.Н.Войцеховский

Дедушкин причал

Припомню нынче, как умею,

Про те лихие времена,

Как песня залпом прогремела:

«Вставай огромная страна!»

От фронтовых вестей угрюмый,

От голода держась едва,

Возил речник самусьский в трюмы

На тачках уголь и дрова.

Поныне помнят ветераны,

Священна память стариков,

Как флот водили капитаны

Пекарский, Мошкин, Верзаков.

Да, к славе тыла – работяги

Причастен и самусьский флот,

Тем, что фашистского бродягу

Страна погнала от ворот.

Ушли с Урицкой и с Советской.

Но у войны закон суров.

Навек в земле чужой, немецкой

Зарыты кости земляков.

Горел, придавливая муку,

Людей простых самусьский пыл.

Вот так, держась рука об руку,

Пришли к победе фронт и тыл.

Минули времена лихие.

Седыми стали старики.

И бакена теперь другие

На гладях матушки – реки.

Взметнув локатора антенну,

Плывет ОТА – флотов краса.

И паровым котлам на смену

Пришли иные чудеса.

И пусть в Союзе нашем знают:

Мы флоту преданы душой.

Не зря Самусь упоминают

В Энциклопедии Большой.

Своею родиной – Сибирью,

Ее величием горжусь

И отчим домом, что над ширью

Реки Томи в селе Самусь.


Источник статьи: Книга Ветерана Труда Верзакова Е.А. рассказывающая о истории становления Самусьского судостроительно-судоремонтного завода и его детища – поселка речников – Самусь Томская область.

Ссылка на основную публикацию