Акционирование завода и экономические проблемы ССРЗ

Новая экономическая политика государства, основанная на создании рыночных отношений и преобразование государственных предприятий в акционерные общества застала Самусьский завод в расцвете его технических возможностей.

prosamus.ru

Президентский Указ требовал в сжатые сроки провести реформы по созданию акционерных обществ. Руководство Западно–Сибирского речного пароходства предложило заводу акционироваться по принадлежности в составе пароходства.

Однако, поразмыслив и обсудив создавшуюся ситуацию, руководство завода и коллектив решили акционироваться отдельно. За это говорили многие факты экономической зависимости и не всегда справедливого распределения прибыли.

6 апреля 1993 года завод был преобразован в акционерное общество открытого типа. Что последовало за этой сменой вывески на воротах завода?

Прежде всего деление созданного совместно за десятки лет имущества пароходства и завода. Разделились и люди – на «наших» и «не наших». Плавсостав перешел в пароходство, береговые рабочие остались в заводе. Итогом всего явилась передислокация приписанного ранее к заводу флота Западно– Сибирского речного пароходства в Моряковскую РЭБ флота.

Многие специалисты–речники остались без работы не только по причине разделения, а еще и потому, что большое количество вновь созданных акционерных обществ, испытывая финансовые трудности, прекратили свое развитие. Резко упала потребность в перевозках грузов и, как следствие, упала потребность во флоте. Поэтому пароходство вынуждено было поставить 60% судов на холодный отстой.

про Самусь

Первые два года после акционирования прошли без особых перемен. Много еще оставалось незавершенного производства, большой была дебиторская задолженность, выполнялись несвойственные предприятию заказы, все это пока шло в копилку завода.

Но вот настал момент, когда государственные заказы полностью прекратились, а другие сторонние в своем большинстве не отвечали специфике судостроительного производства и не обеспечивали загрузки цехов. Стало очевидным, что одного производственного направления для поддержания экономики завода мало. В этих условиях Совет директоров принял решение об образовании на базе завода несколько дочерних самостоятельных предприятий, таких как:

  • ООО «Судостроитель» (директор Пугин А.С.),
  • ООО «Строитель ВГТ» (директор Мустафин Р.К.),
  • ООО «Харбин» (директор Михайлов Н.А.),
  • ООО «Северская судоходная компания» (директор Шварц В.Г.).

Это позволило несколько стабилизировать вопросы своевременной выплаты заработной платы, поскольку выделенные фирмы были выделены с чистыми счетами, а основное бремя долгов по налогам осталось на основном предприятии.

Шло время но, несмотря на принятые руководством завода меры, экономическое положение не улучшалось. Росла задолженность по налогам и пеня за несвоевременную их уплату в бюджеты различных уровней, отсутствовали заказы за «живые деньги», процветал бартер.

Над проблемой выхода из создавшегося положения работал не только Совет директоров. Активные действия предпринимала и администрация города Северска под руководством Главы Администрации Кузьменко Н.И. При его непосредственном содействии удалось заключить долгосрочный договор по отсрочке непогашенных долгов по налогам.

Между тем Самусьским заводом заинтересовались две преуспевающие фирмы из Новосибирска, это ООО «Модус» и ООО «КСК», которые нашли поддержку в министерстве транспорта России и приступили к процедуре банкротства предприятия и скупке акций Самусьского завода. В короткий срок им удалось завладеть значительным пакетом акций, дающим право иметь преимущество при решении стратегически важных вопросов в деятельности акционерного общества.

23 марта 2000 года на очередном собрании акционеров был избран новый состав Совета директоров, состоящий из представителей этих компаний и администрации города Северска. Председателем Совета директоров был избран заместитель Главы Администрации города Северска Николаев Е.В., генеральным директором – ранее занимавший пост директора ООО «Судостроитель» Пугин А.С.

Прежде чем предпринять какие- либо шаги к выводу завода из тяжелейшего экономического положения, новому руководству и хозяевам необходимо было провести углубленный анализ финансового состояния предприятия и установить причины, которые привели его к кризисному состоянию.

Как показал анализ, основными причинами явилось:

  1. — объективное снижение объемов судостроения, текущего и капитального ремонта судов;
  2. — отсутствие агрессивной политики в поиске заказов и освоению новой номенклатуры;
  3. — неготовность экономических служб завода функционировать в новых условиях рыночной экономики.

Эти и другие причины повлекли за собой недостаточность финансовых средств, задолженность бюджету и внебюджетным фондам, задержку выплаты заработной платы работникам и как следствие – жесткие штрафные санкции. Все это значительно усугубило кризисное состояние завода и поставило его на грань банкротства.

Новому составу Совета директоров и руководителям завода предстояло многое сделать для решения вопросов снятия процедуры банкротства путем заключения мирового соглашения с кредиторами, бюджетными и внебюджетными фондами, добиться рассрочки в уплате местных налогов и многое другое.

Финансового оздоровление завода

21 июля 2000 года на общем собрании акционеров была утверждена программа финансового оздоровления завода, которая реально определила пути выхода из экономического кризиса.

Программой предусматривалась полная загрузка судостроительного комплекса новым судостроением, переоборудованием судов и капитальным ремонтом; разделка старых судов на металлолом, а так же изготовление непрофильной продукции со 100% денежным обеспечением, что позволило бы создать стабильную финансовую базу, пополнение оборотных средств и получение достаточной прибыли.

В этих условиях сегодня активно ведется освоение рынка, делается многое, чтобы производственные мощности предприятия были востребованы.

Этим живет завод и история его продолжается.


Источник статьи: Книга Ветерана Труда Верзакова Е.А. рассказывающая о истории становления Самусьского судостроительно-судоремонтного завода и его детища – поселка речников – Самусь.

Ссылка на основную публикацию