Про Самусь Томской области

География

Расположен на правом берегу протоки Томи, напротив Кижировского острова, в 21 километре к северу от Томска.

В южной окрестности посёлка находится устье реки Самуська. В окрестностях посёлка находятся несколько озёр, служивших популярным местом летнего отдыха жителей Томска и Северска.

Самусь Томская область

Озеро Круглое западным берегом вплотную примыкает к посёлку Самусь. Озеро вместе с расположенными западнее озёрами Митрево, Мальцево, Яково, безымянным искусственным озером к западу от озера Мальцево и безымянным озером по соседству с озером Яково входит в Особо охраняемую природную территорию местного значения «Озёрный комплекс п. Самусь Томская область».

Озёра приурочены к поверхности второй надпойменной террасы реки Томь. Озёра представляют единую гидрологическую систему, связанную естественным поверхностным стоком в направлении гравитационного переноса. В рельефе они располагаются ярусами.

История

prosamus.ru
Гагара

В 1879 году колёсный пароход «Гагара» был вынужден, спасаясь от ледостава, стать на зимовку в устье реки Самусь. В следующем году такая судьба постигла пароход «Арсений».Их экипажи вырыли 2 землянки — под жильё и мастерскую.

Самусь Томская область

Весть об удобной зимней стоянке быстро распространилась среди местных судовладельцев и вскоре на месте временного зимовья появились первые дома нового посёлка.

В краеведческом музее посёлка хранятся фотография (прорисованная) парохода «Гагара» и макет парохода.

Самусь Томская область
макет парохода

Команда парохода вырыла две землянки — под жильё и мастерскую. Во время зимовки был произведён ремонт парохода. Благополучно проведя зимовку, и, переждав весенний ледоход, судно продолжило дальнейший путь мимо Томска в Бийск. Весть об удобном месте для зимовки быстро распространилась среди судовладельцев.

Осенью следующего 1880 года, спасаясь от возможности быть затёртым льдом, в устье той же реки Самусь остановился на зимовку пароход «Арсений». Воспользовавшись примитивной базой, экипаж произвёл ремонт парохода и благополучно начал новую навигацию.про Самусь

В 1881 году томский купец И. Некрасов уже специально располагает здесь на зимнюю стоянку и ремонт пароход «Благославенный».

В 1890 году по распоряжению Министерства путей сообщения в Томск направляется инженер, статский советник, барон Аминов Бьорк Александрович. Главной его заботой была достройка Обь-Енисейского канала, начатого ещё в 1883 году.

В штате Томского округа водных путей сообщения служили инженеры и техники с отличным столичным образованием. Они заинтересовались Самусьским отстойным пунктом.

В Самуськах побывал барон Аминов. Обследовав место зимовки пароходов, он представил правительству предложение о целесообразности создания крупного затона для отстоя и ремонта судов. В архивных документах говорится «для зимовки казенных судов и снарядов Томского водного округа на реке Томи вблизи города Томска служит Кижировская протока, правый рукав реки Томи у устья реки Самусь. Это место находится в 35 верстах от города Томска и является единственным удобным для постановки на зимовку судов».

Весной 1891 года в это место прибыла бригада специально присланных рабочих, которые построили несколько жилых и производственных помещений. С Обь-Енисейского канала были привезены казённые жилые дома и оборудование кузнечного, механического и столярного цехов. Сформировалось машинное заведение, то есть «устройство для выделки чего-либо». Так определяли завод словари того времени. Вновь образовавшийся завод стал использоваться для ремонта речных судов.

В 1895 году посёлку присвоено название Затон

Начиная с 1897 года происходит заселение посёлка постоянными жителями. Первым, кто остался на постоянное место жительства, был столяр парохода «Благославенный» Иван Степанович Попов 1855 года рождения и его жена Анна Андреевна 1861 года рождения. За время совместной жизни у них родилось 22 ребёнка. Иван Степанович всю жизнь проработал на нарождающемся судоремонтном предприятии.

Бывшее случайное зимовье терпящих бедствие судов стало разрастаться за счёт вновь прибывавших постоянных рабочих.

В 1907 году завод получил официальный статус «Самусьский судоремонтный затон». Это предприятие долгое время являлось единственным и самым значительным для всего Томского округа водных путей сообщения.

В Самусьском затоне имелись:про Самусь

  • механическая мастерская с кузницей,
  • столярная мастерская,
  • склады имущества и материалов,
  • 13 жилых зданий,
  • казармы для рабочих,
  • баня,
  • больница.

Происходило обучение рабочих сложному делу — ремонту речных судов. Освоив технологию судоремонта, предприятие «Самусьский судоремонтный затон» приступило к новом для себя делу — судостроению.

1912 г. – из Англии прибыли два колёсных буксира в разобранном виде. Рабочие затона самостоятельно качественно собрали эти суда. С тех пор их было построено более 300.

Новый виток

На новый виток развития предприятие вышло уже в 21 веке, когда после долгого периода стагнации «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» снова начал спускать со слипа новострои.

Квалифицированные кадры – залог успеха предприятия

  • СССРЗ – градообразующее предприятие для посёлка Самусь.
  • 2000 г. – 180 работающих
  • 2006 г. – 293 работника
  • 2008 г. – более 500…

К большому сожалению, сейчас график развития нашего завода движется стремительно вниз, но я уверен, что вс1 наладиться и градообразующее предприятие снова будет таковым.

Судокорпусник-судоремонтник металлических судов, сварщик – самые востребованные специальности на заводе. Специалистов готовят, привлекая молодёжь и безработных посёлка.

Археологические памятники

В черте посёлка и его окрестностях обнаружено около 10 археологических памятников. Наиболее известный из них — поселение Самусь IV, давшее название самусьской культуре бронзового века (XVI—XIII века до н. э.).

Самусь Томская область

Раскопки производились В. И. Матющенко в 1954,1955, 1957, 1958, 1969, 1970-1972 годах и Е. А. Васильевым в 1995 и 1996 годах.

Ссылка на основную публикацию