Строительство нового судостроительного комплекса

самусь томская область
Место где построены: судостроительный цех, механический цех, пожарное депо. Время съемки — май 1979 года. Наводнение.

самусь томская область

ссрз

стапели

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.09.1979 г. № 877 «О мерах по развитию речного транспорта в РСФСР в 1981-1985 г. г.»

Министерству речного флота была поставлена задача:

увеличить объем перевозок народно–хозяйственных грузов, особенно в районы освоения природных ресурсов Западно–Сибирского нефте-газового комплекса, и в первую очередь на боковых и малых реках.

Для этого было необходимо пополнение флота в большом количестве малотоннажными баржами грузоподъемностью до 1000 тонн. Учитывая, что Минсудпром и Министерство речного транспорта выполнить эту задачу в короткий срок были не в состоянии, Совет Министров СССР принял решение через «Автопромимпорт» заключить контракт на покупку в Финляндии и строительство цеха комплектной поставки по производству малотоннажных барж. С учетом использования территории, инженерного обеспечения, наличия трудовых ресурсов и жилья, было признано целесообразным разместить судостроительный цех в поселке Самусь Томской области.

Основные проектные данные

Судостроительный цех предназначался для строительства речных барж проекта 81-100. Мощность цеха в натуральном выражении – выпуск 40 барж в год. В денежном выражении – 11.05 млн.руб.в ценах того времени.

Основные данные баржи:

  • — грузоподъемность – 1300 тонн;
  • — длина – 69.6м;
  • — ширина – 14.0 м;
  • — высота борта – 2.0 м;
  • — класс Регистра – «О» ( лед )

Баржи предназначались для использования в качестве понтонов для наплавных автомобильных и железнодорожных мостов через крупные реки и для перевозки минерально – строительных и тяжеловесных грузов, колесной и гусеничной техники.

Основные проектные решения

Выполнение технологических процессов в судостроительном цехе предусматривалось совершенным высокопроизводительным оборудованием:

  • — первичная обработка листового профильного проката — на автоматизированной поточной линии;
  • — резка металла–на координатных газорезательных установках с программным и светооптическим управлением;
  • — сварка–автоматическая и полуавтоматическая в среде углекислого газа;
  • — сварка и монтаж объемных секций–в специальных кондукторах с применением кантователей;
  • — подъемно–транспортные операции–мостовыми электрическими кранами, кран–балками, консольными кранами, мостовыми перегружателями, приводными тележками;
  • — для контроля производства и технологического процесса предусматривалась промышленная телевизионная установка.

Общая площадь здания вместе с пристройками и служебно– бытовыми помещениями – 30.3 тыс. кв.м.

Другой цех – по изготовлению комплектующего судового оборудования с пристроенными служебно–бытовыми помещениями площадью 3.2 тыс.кв.м. Конструктивные решения–аналогичны судостроительному цеху. Общая площадь территории судостроительного комплекса–11.0 га.

Состав основных объектов комплекса

  • — Судостроительный цех с пристроенным блоком служебно – бытовых помещений.
  • — Цех по изготовлению судового комплектующего оборудования со служебно–бытовыми помещениями.
  • — Блочная котельная производительностью 12.4 Гкал / час.
  • — Склад комплектующего оборудования и судового инвентаря.
  • — Склад масел, красок и химикатов площадью 500 кв.м
  • — Кислородная станция производительностью 88 куб.м/час
  • — Гараж на 25 автомобилей, площадью 800 кв.м
  • — Пожарное депо на 3 автомобиля, площадью застройки 627 кв.м
  • — Трансформаторная подстанция 35/10 кВ, мощность трансформаторов 2 х 2500 кВт.
  • — Установка для производства углекислоты.

Общая сметная стоимость судостроительного комплекса – 22683 тыс.руб. в ценах 1983 года.

Строительство и ввод в эксплуатацию в 1987 году судостроительного цеха и цеха по производству комплектующего судового оборудования, а также вспомогательных объектов, сооружений и объектов жилищно–бытового назначения позволили в 4 раза увеличить объем выпускаемой продукции предприятия, превратить его в крупнейший судостроительный комплекс с высоким уровнем механизации и эффективности производства.

Строительство цеха осуществлял генеральный подрядчик — трест «Томсктранстрой» во главе с управляющим Богач Владимиром Ефимовичем с его подразделением СМП–735, находящимся в поселке Самусь.

К строительству такого крупного объекта было привлечено 15 субподрядных организаций.

Кроме основного строительства на долю СМП–735 выпали объекты жилищно–бытового и промышленного назначения. График выполнения строительных работ находился под неусыпным контролем Томского обкома КПСС в лице второго секретаря Поморова Александра Адриановича.

Ход выполнения работ в значительной мере зависел и от поступления конструкций и оборудования по железной дороге. Всего было отгружено из Финляндии (фирма «АSPO») 800 вагонов, которые нужно было принять, разгрузить и правильно складировать. Эти работы полностью лежали на заводе.

Помощь строителям оказывалась и во многих других вопросах, как обеспечение покрасочными материалами, пиломатериалом, рабочей силой, техникой. Постоянная связь и тесные контакты завода со строителями осуществлялись через вновь созданный в 1984 году отдел капитального строительства (ОКС), начальником которого стал Протопопов Всеволод Борисович.

Отдел был скомплектован из опытных инженеров:

  • Шумилова Владимира Ивановича,
  • Брагина Василия Павловича,
  • Осипенко Владимира Николаевича,
  • Маркина Анатолия Михайловича,
  • Терещенко Олега Михайловича.

Все они внесли свой достойный вклад в строительство цеха и дальнейшее социальное развитие поселка.

 

С первых дней закладки комплекса судостроительного комплекса во весь рост встала задача предстоящего комплектования его кадровым составом, рабочими и специалистами.

Прежде всего были назначены первые руководители. В судостроительный цех – Пугин Александр Сергеевич. В цех судового оборудования – Клабуков Виктор Игнатьевич.

Для приемки оборудования и его отгрузки в Финляндию были направлены специалисты завода. Другие специалисты знакомились с оборудованием и технологическим процессом на однотипно предприятии в п. Килия Одесской области.

Специалистов по эксплуатации и обслуживанию техники готовили в период проведения пуско–наладочных работ.

Шумилов В.И.
Шумилов В.И.

Первую продукцию судостроительный цех выдал в июне 1988 года ко дню Всесоюзной Партийной Конференции. По этому случаю состоялся торжественный митинг. Празднично украшенная полотнищами тысячетонная баржа превратилась в импровизированную трибуну. На главном плакате были начертаны слова «Принимай наш подарок, Родина!»

На строительстве первой баржи особенно отличились :

Судокорпусники:

  • Болошко Анатолий Николаевич,
  • Собянин Василий Афанасьевич,
  • Цивенко Василий Васильевич;

Электросварщики:

  • Новицкий Петр Викторович,
  • Ендальцев Николай Иванович,
  • Оглодок Николай Викентьевич,
  • Киревнин Иван Григорьевич.

Это было началом, а уже в 1990 году цех вышел на проектную мощность – 40 000 тонн тоннажа в год.

Динамика роста основных производственно-финансовых показателей Самусьского ССРЗ за 1985-1990г.г.

№п/пНаименование показателейЕдиница измеренияФакт. выполн.1985 г.Факт. выполн.1990 г.Темп роста
1Валовая продукцият.руб.510092441,81
2Товарная продукцият.руб.467281981,75
3Реализация готовой продукциит.руб.476082411,73
4Численность персоналачеловек5466851,25
5Производительность трудат.руб.440164541,46
6Средняя з/платат.руб.2203151,43
7Балансовая прибыльт.руб.109116931,55
8

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

т.руб.11510424563,68
9

Наличие собственных оборотных средств

т.руб.133125511,91

Кроме всего уже сказанного о строительстве объектов жилищно–коммунального назначения, связанных с судостроительным цехом и построенных СМП-735, дополнительно были выделены капитальные вложения на строительство домов на 60 и 120 квартир, построенных субподрядной организацией ДСК (СУ-17) по улице Судостроителей.

В это же время руководство Самусьского завода выступило с инициативой строительства дома на 90 квартир по улице Октябрьской на долевых началах с участием Западно-Сибирского речного пароходства; Томского технического участка водных путей; органов местного самоуправления и Самусьского завода, взявшего на себя функции по организации строительства. Договор на подрядные работы был заключен с одной из мощнейших строительных фирм в Томской области- «Химстрем».

Строительство дороги Томск – Самусь

Другим жизненно важным объектом для завода и поселка в целом было строительство дороги Томск – Самусь с твердым покрытием. Нужно отдать должное и поставить это в заслугу директору завода Амосову Владимиру Васильевичу, который, будучи депутатом Томского областного Совета народных депутатов приложил немало усилий к тому, чтобы эта дорога была включена в областной план строительства. Сегодня на радость жителей она прочно соединяет поселок с областным центром и городом Северском.

Своими воспоминаниями о ходе строительства объектов судостроительного комплекса на базе импортной поставки делится бывший заместитель директор завода по строительству Гошко Владимир Антонович.

Гошко В.А.
Гошко В.А.

«Мне очень повезло в том, что я был одним из участников организации строительства этой грандиозной по своим масштабам и объемам стройки, и по своим служебным обязанностям был причастен ковсем большим и малым делам этой «стройки века» с самого начала и до ввода в эксплуатацию судостроительного комплекса.

Все началось 5 ноября 1982 года, когда в Москве был подписан контракт с финской фирмой «АСПО» на проектирование, изготовление строительных конструкций, поставку технологического оборудования и инженерного обеспечения полнокомплектного комплекса по выпуску речных барж.

В период с 1983 по 1986 годы из Финляндии были поставлены 800 железнодорожных вагонов с конструкциями и оборудованием судостроительного цеха и цеха по изготовлению судового оборудования, а также блочная отопительная котельная общей стоимостью 15.6 млн. руб., в том числе проектная документация стоимостью 1.5 млн.руб.

Первый приезд иностранных специалистов в количестве 3 человек состоялся 14-15 сентября 1983 года. Цель приезда– ознакомление с площадкой строительства и обсуждение вопросов проектирования и монтажа строительных конструкций.

Затем был приезд в поселок Самусь 15 – 23 октября 1984 года рабочей группы в составе 7 человек специалистов и шефмонтажников. После этого приезд иностранных специалистов, шефмонтажников и наладчиков запуска оборудования осуществлялся регулярно в период с 1985 по 1988 г.г. Всего их побывало на стройке 52 человека из различных фирм и стран–изготовителей технологического оборудования.

С 1984 года начались строительно – монтажные работы по образованию территории строительства, забивке свай, монтажу металлических конструкций корпусов цехов.

Как уже говорилось, генеральным подрядчиком был утвержден трест «Томсктранстрой» (директор Богач В.Е.) и его подразделение СМП–735 (начальник Черныш И.К.). Всего в строительстве и монтаже конструкций и оборудования инженерных сетей участвовало около 15 субподрядных организаций Минмонтажспецстроя.

Большой вклад в проектирование вспомогательных объектов комплекса, инженерных сетей, осуществление технологического контроля и в контакты с иностранными проектировщиками внес ГПИ «Сибгипроречтранс» (ГИП Никитин А.С.), выполнивший объем проекто-изыскательских работ на сумму 500.0 тыс.руб. Проектирование осуществлялось в ходе строительства.

Строительство объектов и монтаж оборудования импортной поставки был осуществлен в период с 1984 по 1988 годы. В этот же период производилось и строительство промышленных и жилых объектов, необходимых для нормальной работы судостроительного производства.

В напряженных буднях незаметны были масштабы созидания, а вот теперь, через столько лет, оглядываясь назад и перебирая в памяти перечень, объемы и сроки выполненных работ, поражаешься их грандиозности.

Так, для образования территории строительства площадью 11.0 га было завезено флотом Западно–Сибирского речного пароходства 500.0 тыс. куб.м песка, 150.0 тыс. куб.м гравия, забито 1500 штук свай, уложено 1800.0 куб.м бетона (в основание фундаментов колонн и оборудования), возведены :

  • судостроительный цех площадью 24.0 тыс.кв.м,
  • цех судового оборудования площадью 3.0 тыс.кв.м,
  • смонтировано 150 единиц импортного оборудования,
  • инженерное обеспечение и системы жизнеобеспечения.

Сметная стоимость строительства объектов промышленного назначения составила 42.8 млн.руб., в том числе СМР–24.0 млн.руб. На объектах ежедневно работало свыше 500 человек. Это была поистине ударная стройка. Рост объемов освоения капитальных вложений наглядно виден из следующей таблицы (до начала строительства цеха, в разгар строительства цеха):

№п/пНаименование показателейЕдиница измерения!981г.Всего981г.

СМР

1986г.

Всего

1986г.

СМР

Темп роста ВсегоТемп роста СМР
1Освоение кап. вложенийт.руб.1030,0611,011721,05463,011,38,94
а.В промышленное строительствот.руб. 

715,0

324,0

 

10281,0

4101,0

4,6

4,8

б.Жилищное строительствот.руб. 

315,0

287,0

 

144,0

1362,0

4,6

4,8

2Хозспособт.руб.

262,0

179,0

328,0

543,0

3,5

3,0

Все эти объемы были выполнены в короткие сроки нашими строителями монтажниками. К сожалению, всех их поименно назвать просто невозможно, отметим лишь тех руководителей строительства, талантливых организаторов производства, которые вложили всю свою энергию и здоровье в дело строительства и оставили заметный след о себе.

Это управляющий трестом «Томсктранстрой» Богач Владимир Ефимович, директор Самусьского завода Амосов Владимир Васильевич, начальник СМП–735 Черныш Иван Карлович, главный инженер МО -101 Музалев Василий Николаевич, главный инженер ТМУ «Сибтехмонтаж» Арешенко Владимир Васильевич, прораб ТМУ «Сибстальконструкция» Кочерга Виктор Дмитриевич, начальник ГИП ГПИ «Сибгипроречтранс» Никитин Александр Степанович.

Незабываемы и иностранные специалисты–Аро Маури– руководитель проекта, шефмонтажники–Сильвенойнен Марику и Нурминайнен Аймо.

Значительная роль в осуществлении строительства комплекса принадлежит второму секретарю Томского Обкома КПСС Поморову Александру Адриановичу , который ежемесячно проводил совещания на объектах строительства, способствовавшие ускорению темпов строительных работ.

В декабре 1987 года был сдан в эксплуатацию пусковой комплекс судостроительного производства и в конце мая 1988 года сошла со стапеля цеха первая баржа грузоподъемностью 1200 тонн. В 1988 – 1990г.г. цех вышел на проектную мощность — 40 барж в год.


Источник статьи: Книга Ветерана Труда Верзакова Е.А. рассказывающая о истории становления Самусьского судостроительно-судоремонтного завода и его детища – поселка речников – Самусь.

Ссылка на основную публикацию